Учалинский историко-краеведческий музей

#Учалинскиймузей #Учалинскийрайон Тастар (таҫтар) длинный полотенцеобразный женский головной убор..

#Учалинскиймузей #Учалинскийрайон

Тастар (таҫтар) длинный полотенцеобразный женский головной убор с орнаментированными концовками. Средняя часть старинных тастаров обычно представляла собой отрез домотканого отбеленного холста. Концовки декорировались счетной вышивкой, встречаются и редкие образцы с тканым орнаментом.
«Слово «тастар» употреблялось в средневековье в Средней Азии и на Ближнем Востоке в значении «точа ткани В значении женского убора термин «тастар» существовал в языке не только башкир, но и казанских и западносибирских татар, мишарей, кряшен» (Шитова С.Н., 1995 г. С. 81).
Тастар у восточных, северо-восточных башкир представлял собой полотенцеобразный убор из домотканого холста с вышитыми концовками, длиной достигавший трех метров. Башкирские женщины из южных и центральных районов края носили тастар в виде отреза ситца светлых оттенков до двух метров длиной.
Тастары из домотканого холста с богато украшенными концами уже в начале ХХ столетия практически не встречаются, ситцевые уборы сохраняются в костюме пожилых женщин.
В своей монографии Сергей Иванович Руденко отмечает, что тастарами с вышитыми концовками пожилые женщины «обматывали себе голову и повязывали его так, что лицо оставалось открытым, один вышитый конец лежал на груди, а другой на спине. Поверх таҫтар старухи еще в начале ХХ в. носили шапки с выпушкой бобровой, из меха выдры (ҡамсат бүрек, ҡама бүрек), реже из лисьего меха» (Руденко С.И., 2006 г. С. 167).
«Таҫтар входил в комплект «одежды невестки». Его начинали надевать после свадьбы или после рождения 12 детей. Носили таҫтар до 40 лет в комплекте с головным убором ҡашмау. В некоторых местах таҫтар оставался головным убором и у пожилых» (Кутушева Г.Р., 2003 г. С. 73).
«Вышитые тастары носили, главным образом в восточном Зауралье. Вышивка на концовках тастаров исполнялась в технике счетной глади, обе ее стороны были лицевыми. Силуэт рисунка прокладывался контурным швом росписью.
Росписью вышивались также мелкие фигуры за контуром: крючки, развилки, ромбики, усики, треугольники-гребенки и другие. Дополнением вышивки могли служить вставки лент и цветных полос, бахрома и бисер.
По орнаменту и технике исполнения можно выделить несколько групп вышитых тастаров. К первой группе относятся тастары, имеющие в основе композиционного пространства две крупные сложносоставные розетки. Вторую группу составляют тастары, концовки которых украшены орнаментальными рядами. Орнамент тастаров третьей группы исполнялся в технике цветной перевити» (Башкирское народное искусство, 2002 г. С. 65-67).
( Статья Эльвиры Хамидулловны. Национальный музей Республики Башкортостан: https://vk.com/@-156412368-tastar-starinnyi-polotenceobraznyi-bashkirskii-golovnoi-ubor ).

Дорогие рукодельницы!
18 апреля в 10.00 ч. приглашаем вас на творческий мастер-класс “Тастар”. Мастер-класс проводит кандидат культурологии, лауреат международных и республиканских конкурсов Гульнара Фарвазовна Тажитдинова.
Данное занятие рассчитано на группу не более 10 человек. Стоимость мастер-класса 750 рублей (материалы для МК входят в стоимость).
Запись на мастер-класс строго по телефону: 8(34791)6-02-95

«Тастар старинный полотенцеобразный башкирский головной убор»

https://m.vk.com/@museumrb-tastar-starinnyi-polotenceobraznyi-bashkirskii-golovnoi-ubor

Статья

Источник

Статьи по теме

Оставить комментарий